Компания AMDG | Artox Media Digital Group в рамках составления ежемесячного рейтинга видимости проанализировала изменения в поведении белорусских пользователей в августе. Как выборы, интернет-шатдаун и экономический кризис повлияли на спрос в основных категориях бизнеса?
По данным предыдущих исследований Google и Яндекса, белорусы не испытывали особого интереса к политике в 2019 году. Основные запросы были связаны с:
Сейчас же белорусы интересуются выборами, забастовками, митингами и дальнейшим развитием событий в стране.
Такой ажиотаж и небывалый спрос сравним с интересом пользователей к коронавирусу в пик его развития в марте.
Из-за отсутствия доступа в интернет пользователи все чаще искали способы обойти блокировку. Основными запросами для поиска стали: “как обойти блокировку”, “vpn”, «psiphon».
Спрос на программы VPN вырос в августе в 16 раз по сравнению с июльскими показателями.
Изменение курса валют и его значительный рост также дали о себе знать. Впервые за пять лет (с 2015 года) интерес к этой теме достиг максимума (100 баллов из 100 возможных по Google Trends). Ранее схожий пик роста был отмечен в марте:
Приостановление банками выдачи кредитов, изменения процентных ставок, рост курса валют – все это повлияло на то, что меньше пользователей стали искать возможность обратиться к финансовым учреждениям. В среднем спрос по тематике (кредиты и вклады) снизился на 24%.
Крупные приобретения и финансовые вложения для белорусов отошли на второй план: покупка недвижимости, авто, техники – по этим тематикам прослеживается снижение спроса в августе.
Рассмотрим подробно категории интересов “Авто”, “Недвижимость”, “Бытовая техника”, “Электроника и мобильные телефоны”, “Садовая техника”, “Туризм” и “Мебель”.
Авторынок в августе временно замер, в среднем отмечается снижение спроса по тематике на 15,2%. Для сравнения: в прошлом году значительного снижения не отмечалось – спрос находился примерно на том же уровне.
На рынке недвижимости в последнем месяце лета также отмечалось затишье, спрос на покупку крупной недвижимости (квартира, дом, дача) снизился в среднем на 19%.
Несмотря на жаркий период, приезд студентов к новому учебному году и, как правило, сезонный прирост на крупную и мелкую бытовую технику, в тематике также отмечается снижение в среднем на 5,2%.
В сравнении с прошлым годом спрос на технику остался на том же уровне (рост на 0,7%).
Покупка садовой техники все же отошла на второй план в самый горячий сезон для дачников и фермеров. Но важно отметить, что финансовые и политические изменения затронули тематику не так сильно – отмечается снижение в среднем на 8,2%. Рост спроса по мотоблокам нивелировал значительное падение спроса на другие виды техники (покупка триммеров, бензопил).
Туризм восстанавливается после коронавируса: открытие границ в ряде стран стало радостной новостью для белорусов. Однако, несмотря на долгие ожидания отдыха и период отпусков, спрос на наиболее популярные направления этим летом (Черногория и Турция) не сравнится с 2019 годом – более того, отмечается значительное его падение в августе. В среднем спрос по тематике снизился на 35,6%, а по сравнению с прошлым годом (июль–август 2019) – на 50,9%.
Едва ли не единственная тематика, в которой не отмечено сильных колебаний. Это неудивительно: школьники и их родители, будущие студенты готовятся к школе или университету. По ряду направлений (к примеру, ноутбуки) наблюдается рост, а снижение спроса (в категории мобильных телефонов) носит повторяющийся сезонный характер.
Покупка дивана или кровати, как правило, запланирована заранее, но внешние факторы не могли не повлиять на тематику. Снижение по этому направлению – в среднем на 11,4%.
В августе 2020 года внимание и энергия белорусов были сконцентрированы на политических и экономических событиях, которые значительно повлияли на спрос в целых категориях. Так, упал спрос на услуги и покупки в туризме (-35,6%), авто и недвижимости (-15% и -19%).
Незначительные колебания спроса (от -5% до -11%) затронули отрасли садовой и бытовой техники, электроники и мебели.