Facebook ― одна из самых перспективных площадок для развития своего бизнеса, но поскольку Facebook не имеет представительства в Беларуси, то использование его для рекламы товаров и услуг связано с рядом юридических и бухгалтерских сложностей.
Инна Герасименко, главный бухгалтер компании Artox Media Digital Group, подготовила руководство по зачислению средств на Facebook в Беларуси и рассказала, с какими нюансами можно столкнуться при самостоятельном ведении рекламных кампаний в интернете.
В Беларуси пополнять рекламный аккаунт Facebook могут как юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и физические лица. Далее рассмотрим каждый из вариантов.
Facebook ― иностранная компания, не осуществляющая деятельность в Беларуси через постоянное представительство (нерезидент). Поэтому, согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, большинство белорусских компаний, прибегающих к услугам данной площадки, должны уплатить не только НДС в размере 20%, но и налог на доход иностранных организаций 15%. При этом необходимо заключить прямой договор с Facebook, чего сама площадка не разрешает сделать. Правильная формула расчета будет выглядеть так:
С 1 марта 2020 г. реклама на Facebook облагается 20-процентным налогом на добавленную стоимость для пользователей, которые в качестве целевой страны сбыта указали Беларусь, не добавили белорусский ИНН в аккаунт Facebook и не указали, что являются белорусским юридическим лицом, ответственным за хозрасчет и уплату НДС.
Таким образом Facebook разделяет для себя “физиков” и “юриков”: если вы указали ИНН, значит вы юридическое лицо и самостоятельно уплачиваете налоги, если нет — значит вы физическое лицо, НДС за услуги которому Facebook обязуется оплатить сам.
Некоторые исключения в отношении рекламных услуг имеют резиденты Парка высоких технологий Беларуси. По законодательству Республики Беларусь резиденты ПВТ имеют ряд льгот по налогообложению, в частности, ставка налога на доходы иностранных организаций и налога на добавленную стоимость составляет 0%. То есть формула расчета бюджета для зачисления на Facebook для резидентов ПВТ будет выглядеть следующим образом:
Но, к сожалению, это не единственный нюанс самостоятельного зачисления средств на Facebook в Беларуси. Даже уплатив все налоги, рекламодатель может оставить всякую надежду на получение закрывающих документов (счетов-фактур и актов оказанных услуг), которые являются первичными учетными документами.
Согласно законодательству белорусские компании, которые хотят осуществлять рекламную деятельность на площадке Facebook, должны:
Компания Facebook не имеет представительства в Беларуси, следовательно, это иностранная компания, которая имеет публичный договор (оферта) и предоставляет документы в электронном виде. На таких документах отсутствует подпись со стороны Facebook, а для бухгалтерии белорусской компании для закрытия отчетного периода нужны документы, подписанные с двух сторон.
Исключение действует только для резидентов ПВТ. Работать по публичному договору, зачислять средства на рекламный аккаунт с помощью корпоративной карты предприятия и составлять акт оказанных услуг в одностороннем порядке могут только резиденты ПВТ.
Компании, которые не состоят в ПВТ, то есть иные резиденты РБ, такой возможности не имеют. Следовательно, все исчисления юридических лиц напрямую, которые не входят в Парк высоких технологий, должны быть оформлены согласно пунктам, перечисленным выше.
В Беларуси право размещать рекламу в качестве рекламодателей, согласно Закону о Рекламе, имеют как юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и некоторые физические лица. Посмотреть, какие именно физические лица имеют такое право, можно здесь. Этот принцип касается и интернет-рекламы, в том числе и Facebook.
Если вы ― физическое лицо, которое имеет право размещать рекламу, то схема формулы расчета будет выглядеть так:
НДС взимается при покупке рекламы независимо от того, в каких целях вы приобретаете рекламу на Facebook — коммерческих или личных. Этот налог Facebook оплатит самостоятельно.
Во всех остальных случаях, если рекламодатель “не резидент” Парка высоких технологий и не физическое лицо, которое имеет право размещать рекламу в качестве рекламодателя, то он не может официально зачислять денежные средства на рекламную площадку Facebook.
Кроме того, существует еще одна особенность, с которой столкнется резидент ПВТ и физическое лицо, имеющее право размещать рекламу в качестве рекламодателя, ― низкий уровень доверия к новому аккаунту. Молодые рекламные кабинеты обладают невысоким рейтингом доверия Facebook, что может привести к увеличению времени модерации рекламных кампаний или деактивации аккаунта.
Некоторые белорусские агентства могут работать с площадкой Facebook официально. Единственный дополнительный расход, чтобы работать с площадкой Facebook официально, ― это комиссия. Оптимальной является комиссия в размере до 10%.
Это дает рекламодателю возможность получать полный список закрывающих документов, без которых он не может отразить расходы на рекламу в бухгалтерском и налоговом учете и включить их в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
У агентств есть еще один неоспоримый плюс ― аккаунты, которые имеют высокий уровень доверия Facebook. Рейтинг аккаунта влияет на модерацию рекламных кампаний, ставок аукциона и предохраняет от проблем с рекламными кабинетами.
Чтобы избежать проблем с рекламным кабинетом или, что того хуже, блокировки, нужно обратить внимание на рейтинг Facebook к аккаунту подрядчика. Как правило, чем старше аккаунт, больше сумма потраченных денег, тем выше его уровень доверия в Facebook. Сотрудничество с агентством позволит иметь достаточный рейтинг, чтобы запустить рекламную кампанию и не быть заблокированным.
AMDG работает только по официальному курсу белорусского рубля к валюте на день оплаты. Кроме того, по всем вопросам рекламодатель всегда может обратиться к личному аккаунт-менеджеру, который оперативно поможет решить все возникшие трудности.
Выгодные условия по зачислению на рекламные системы вы можете найти здесь.