Весь 2020 год поисковая система Яндекс удивляла веб-мастеров: сайты необъяснимым образом поднимались на верхние строчки поисковой выдачи и также резко возвращались на прежние позиции или даже ниже. Эксперты в SEO выдвигали разные теории: от пессимизации сайтов за накрутку поведенческих факторов и большого количества недостаточно качественных страниц до тестирования обновления алгоритма Яндекса.
Долгое время отмечались волнообразные изменения в разных тематиках, где прослеживался как небывалый ранее рост видимости, так и стремительное падение, близкое к нулю. Крупные скачки были отмечены 3 сентября, 15 октября и 3 ноября.
Что об этом говорит Яндекс?
25 ноября 2020 года прошла конференция “YaС 2020”, на которой Яндекс рассказал о нововведениях. Его представители поделились инфрмацией о том, что в поиске произошли самые глобальные изменения за 10 лет: переход на новые технологии анализа текста с помощью нейросетей-трансформеров. Цель – улучшить механизм ранжирования страниц.
Подробнее об изменениях по ссылке с 56 минуты.
Что же такое YATI?
YATI расшифровывается как Yet Another transformer with Improvement (в переводе “еще один преобразователь с улучшениями”) – это новая технология анализа текста с помощью обученных трансформеров.
Основная цель этой и предыдущих технологий, основанных на нейросетях (“Королев”, “Палех”) – оценка смысловой связи между запросом и существующим текстом.
Как YATI работает на практике?
Если говорить простым языком, происходит следующее:
А разве раньше было не так? Что поменялось?
До 2016 года поиск, как правило, основывался на количественной оценке (как много или мало было кликов и переходов на сайт или сколько совпадающих запросов находится в тексте) и ранжировал сайты исходя из этого.
Поиск продолжал развиваться, и в 2016 и 2017 году были запущены алгоритмы “Королев” и “Палех”, основанные на нейросетях. Анализируя не только количественные, но и контентные признаки, алгоритм пытался установить смысловую связь между запросом пользователя и документами в выдаче.
С запуском YATI алгоритм все также устанавливает смысл между запросом и текстом, но теперь трансформер иначе обрабатывает текст и проходит двухэтапное обучение.
Что делать SEO?
Пока новшество вызывает больше вопросов, чем ответов. Официального релиза не было, но значительные изменения в выдаче заметны всем. Главная рекомендация для SEO-специалистов – нужно работать над повышением качества текстов, которые будут максимально интересны целевой аудитории. Все же эталонные страницы пока отбирают люди.
Эксперты AMDG рекомендуют обратить внимание на следующие способы улучшить контент сайта:
1. Собирайте запросы (семантическое ядро) для написания контента из разных источников. Например, можно использовать:
2. Как основу для написания контента используйте собранную семантику и обращайте внимание на форматирование текста:
Выводы